Прокудина Е.М.

Человек — создание природы и остается ее частью.
Прокудина Елена Михайловна,
, педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Дворец творчества»
Сегодня, как и сто, и тысячу лет назад, человек неразрывно связан со всем тем, что его окружает. В ответ на свою халатность по отношению к экологическому состоянию своего местоположения люди получают гнев природы, который выражается в виде цунами, ураганов, наводнений, извержения вулканов, глобального потепления и оттока воды из растаявших ледников, а также прочих мировых катаклизмов и стихийных бедствий. Немудрено, что природа дает реакцию в ответ на человеческое невежество по отношению к ней. Поэтому формирование экологического мышления как такового должно быть заложено у каждого человека с детства как жизненно важная необходимость. Ведь не может человек быть столь равнодушным к тому, что, по сути, ежедневно дарит ему жизнь – к матушке-природе. Для того, чтобы привить нынешней молодежи сознательное отношение к тому, что ее окружает, ее нужно простимулировать, подтолкнуть к пониманию и осознанию того, что важно нести ответственность за свою деятельность и с уважением относиться к тому, из чего когда-то произошла жизнь, – к природе.
У нас в домах часто появляются пустые коробки. Большие и маленькие, разные по форме и плотности они складируются на антресолях, а то и вовсе отправляются в мусор. А между тем такой материал можно использовать весьма необычно – для создания оригинальных настенных панно, объёмных сувениров для украшения интерьера комнаты и многое другое. Декоративные работы из гофрированного картона позволяют эффектно оформить кабинет в учреждении дополнительного образования, украсить интерьер современной квартиры, а заодно и показать подрастающему поколению, что обычная упаковочная коробка – эксклюзивный дизайнерский материал, источник дохода, а не источник загрязнения нашей планеты. На личном примере показать, что, используя картонную коробку для оригинальных поделок, мы сохраняем чистоту окружающей среды. Вы можете спросить: «Кто же вы?» И мы с гордостью ответим: «Образцовый детский коллектив Кузбасса, детское объединение «Декор», МБОУ ДО «Дворец творчества детей и учащейся молодёжи», Ленинск-Кузнецкий ГО.
2 класс, школа №19
Картонажной пластикой наше детское объединение, руководителем которого я являюсь, занимается уже более 25 лет. Этот вид бумажного творчества ежегодно осваивают около ста девчонок и мальчишек. Многие мои выпускники связали свою жизнь с преподаванием, и в частности – с преподаванием картонажной пластики. А это значит, что и сегодняшние дети, и уже подросшие выпускники, сами ставшие родителями, будут мыслить экологически корректно, смогут прививать своему чаду те правила деятельности по отношению к охране природы, которые будут работать на благо биосферы.
Оценить по заслугам декоративные особенности такого необычного материала как гофрированный картон можно только на практике. Для начала детям предлагается выполнить простейшие изделия небольших размеров из полосок гофрированного картона (черепашка, паук, рыбка, сова, домовёнок, воронёнок и др.).
на занятии
Затем учащимся предлагается работа с трёхслойным картоном. Обычно это рисунки с животными, персонажами из мультфильмов и т.д. (плоскостные работы из гофрированного картона). Дети переводят рисунок при помощи копировальной бумаги на картонную основу, затем помечают карандашом детали на рисунке, которые необходимо оголить или прорезать. На следующем этапе работы на основу наклеиваются заранее подготовленные полоски картона. Получив навыки работы с инструментами, овладев в совершенстве способами подготовки картона к работе, нарезкой полосок, наклеиванием их на основу, научившись выполнять простые изделия из гофрированного картона, учащиеся переходят к более сложному процессу, но интересному и увлекательному – изготовлению объёмных работ.
1 класс, школа №33
Чтобы сформировать в обществе новое экологическое мышление, и детям, и взрослым следует напоминать, что своими действиями они непосредственно влияют на то, в какой окружающей среде они будут дальше жить. Поэтому особое внимание в детском объединении уделяется популяризации картонажной пластики в обществе. Для этой цели активно используется Всемирная паутина, а в частности социальные сети – В Контакте (https://vk.com/e.m.prokudina), Одноклассники (https://ok.ru/bumazhnaya.skazka), Инстаграм (bumazhnaya.skazka), где посетители и участники групп могут самостоятельно выполнить поделку из картона, а также узнать много интересного о мастерах бумажных дел и их творчестве. Показателем высокого уровня творческой активности юных мастеров детского объединения «Декор» является проведение очных мастер-классов. Мастер-классы стали неотъемлемой частью творческой деятельности учащихся. На областной профильной смене декоративно-прикладного творчества в ГАОУ ДОД КО ДООЦ «Сибирская сказка» в 2010 году коллектив «Декор» стал новатором в проведении мастер-классов «Дети для детей» и был отмечен благодарственными письмами департамента образования Кемеровской области.
Девушка с кувшином. Автор: богомолова Алина
В 2011 году коллектив стал инициатором проведения мастер-классов «Дети для педагогов», чем также нашёл положительный отзыв у организаторов профильной смены. Таким образом, ежегодное проведение мастер-классов на областных профильных сменах для коллектива «Декор» стали традиционными. Также традиционным стало проведение мастер-классов по картонажной пластике и на Всероссийской акции «Библионочь», проводимой совместно с учреждениями культуры Ленинск-Кузнецкого городского округа. 
Самовар. Автор: Лузгина Вероника
Выражение «Отходы в доходы» в нашем детском объединении «Декор» понимается буквально. Судите сами, в 2011 году в рамках реализации национального проекта «Образование», самовар, выполненный из обычного гофрированного картона на Всероссийском конкурсе ДПИ в г.Анапа был отмечен 1 местом, а его автор Вероника Лузгина - первой федеральной премией в размере 60 тыс.руб. В 2013 году в рамках этого же национального проекта на другом Всероссийском конкурсе в ФДЦ «Орлёнок» кукла – «Девушка с кувшином», выполненная из картона была отмечена второй федеральной премией, а её автор Алина Богомолова получила 30 тыс.руб. В 2015 году Анна Мананникова была награждена поездкой в г.Санкт-Петербург за достойную защиту и оригинальное исполнение радиоуправляемого БЕЛАЗа из гофрированного картона, а чуть позже этот экспонат принёс ещё одну победу в копилку Анны – 1 место на Всероссийском конкурсе, организованном Издательством «Просвещение» (ссылка на видео https://vk.com/video-10474189_456239276?list=7c38f4fc8645af575c).
БЕЛАЗ, автор: Мананникова Анна
Благотворительный аукцион «Вместе помогаем детям» стал также традиционным мероприятием для учащихся детского объединения «Декор», а ведь это тоже доходы для моих воспитанников за их умелое использование бросового материала и превращение его в оригинальные дизайнерские работы. С 2013 по 2019 год в благотворительном аукционе приняли участие 19 учащихся детского объединения «Декор», каждый получил по 5 тыс.руб. 
Шоу-шляпа
С целью популяризации картонажной пластики ребята активно принимают участие в конкурсах разного уровня («Эко-сумка», «Из мусорной кучки – классные штучки», «Чудеса из ненужных вещей», «Зеркало природы» и другие). В марте 2020 года для учащихся и гостей МБОУ ООШ №19 было проведено «ШОУ-шляпа» (https://vk.com/video5087210_456239079) , в котором 17 юных мастеров и мастериц продемонстрировали свои шляпы из картона и другого бросового материала. 
Каждый человек может внести посильный вклад для улучшения экологического состояния окружающей среды. Мы с детьми тоже вносим свою посильную лепту в дело охраны природы. По нашему мнению, использование обычных картонных коробок для изготовления красивых и полезных предметов быта и интерьера, не только сохраняет наши природные богатства и помогает улучшить экологическую обстановку в нашем регионе, но и делает нас талантливей, дав толчок для творчества!
Со своей работой Котельников Дмитрий, школа №2
Работа Миягашевой Екатерины, школа №2
Работа Спицыной Виктории, школа №2
Со своей работой Черухина Виктория, школа №2

3 комментария:

  1. Молодцы! Приятно смотреть на настоящих друзей природы! Такое творчество должно вдохновлять всех вести экологичный образ жизни и оставаться креативным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Обязательно ваши слова передадим педагогу

      Удалить
  2. Сколько души и сил вкладываешь ты, Леночка, в своё любимое дело!К развитию детского творчеств добавляется и экологическая составляющая. Вот оно, - настоящее воспитание подрастающего поколения! Что выложим в детские души, то и получим впоследствии!

    ОтветитьУдалить