Сегодня в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" состоялся педагогический совет на тему: "ФГОС: вопросы введения и реализации в основной школе".
В рамках педсовета было заслушано сообщение Куратовой Ольги Викторовны, учителя начальных классов "Формирование экологической культуры (ЭК)
обучающихся в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС".
Основные тезисы выступления Куратовой О.В. (предоставлены автором)
Экологическое образование (ЭО) - процесс осознания ценности окружающей
среды и уточнение основных положений, необходимых для понимания и признания
взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим
окружением.
Основные направления формирования экологической культуры личности (ЭК):
- Экологическое образование (ЭО)
- Экологическое воспитание (ЭВ)
- Экологическое просвещение (ЭП)
- Экологическая пропаганда
Базовые установки формирующиеся в сознании обучающихся:
- Человек – это живое существо, он зависит и нуждается в мире живой природы;
- Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и человеческого мира;
- Живые и неживые элементы природы, включая человека, имеют сложные взаимосвязи.
Принципы ЭО:
- Принцип экологизации
- Принцип культурологичности
- Принцип развития творческого, аналитического, критического мышления Принцип единства познания-переживания-действия
- Принцип непрерывности и преемственности
- Принцип единства глобального, национального, локального подходов к анализу экологических проблем и путей их решения
- Принцип практической направленности
- Принцип междисциплинарности
- Принцип интерактивности
Подходы ЭО:
- Культурно-цивилизационный
- Натуралистический
- Проблемный
- Ценностный
- Естественнонаучный
ЭО в РФ
опирается на Концепцию общего ЭО в интересах устойчивого развития (УР),
которая подготовлена сотрудниками
лаборатории экологического образования ИСМО РАО и институтом семьи и воспитания
РАО.
Основные задачи образования для устойчивого развития в РФ:
- создание правовой и материальной основы для формирования системы ОУР;
- содействие УР через формальное и неформальное обучения и просвещение;
- обеспечение понимания и учета национальных культур и традиций и их роли в образовании различных наций и народностей;
- освоение педагогами знаний, позволяющих включать вопросы УР в преподаваемые ими предметы;
- обеспечение доступности учебных средств и учебно-методических пособий по ОУР;
- включение элементов ОУР в систему повышения квалификации государственных служащих и лиц, принимающих управленческие решения, во всех секторах общества.
Задача ОУР: Переход от
трансляции экологических знаний к
практико-ориентированному обучению, основанному на системно-деятельностном подходе.
ОУР
- это не новый предмет в учебном плане, рассказывающий детям, что такое
устойчивое развитие. ОУР- это
изменение подходов к образованию.
Образование в интересах устойчивого развития (ОУР):
- Развивает и укрепляет потенциал лиц, групп, сообществ, организаций и стран, позволяет делать выбор в интересах УР.
- Способствует изменению взглядов людей, тем самым повышая качество жизни.
- Обеспечивает критическое мышление и способствует повышению информированности и расширению возможностей.
«…Экологическое образование–
неотъемлемая часть системы образования в России, реализуется во всех ОУ системы общего образования независимо от
типа и вида (ст. 72 ФЗ-№7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды») через программы интегративного характера:
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания.
- Программа формирования УУД.
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования экологической культуры (ЭК), здорового и
безопасного образа жизни должна обеспечивать формирование:
- представлений об основах ЭК;
- умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в чрезвычайных ситуациях;
- создание основ здоровьесберегающей учебной культуры, умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей».
Экологическая
культура согласно законодательным документам РФ, провозглашается конечной,
идеальной целью всех видов и форм ЭО и просвещения.
Экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни (ЭЗОЖ) – это способы и
формы жизнедеятельности, типичные для конкретно-исторических,
социально-экономических и природно-территориальных условий, направленные на
сохранение и повышение здоровья и безопасности людей, качества среды их
обитания – как важных факторов качества жизни, УР территории.
Было решено: создать
творческую группу учителей для создания
Программы формирования экологической культуры (ЭК), здорового и безопасного образа
жизни среднего звена школы в рамках реализации ФГОС ООО.
Комментариев нет:
Отправить комментарий