пятница, 2 ноября 2012 г.

Вести из школы №2

Сегодня в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" состоялся педагогический совет на тему: "ФГОС: вопросы введения и реализации в основной школе". 
В рамках педсовета было заслушано сообщение Куратовой Ольги Викторовны, учителя начальных классов "Формирование экологической культуры (ЭК) обучающихся в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС". 

Основные тезисы выступления Куратовой О.В. (предоставлены автором)

Экологическое образование (ЭО) - процесс осознания ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.
Основные направления формирования экологической культуры личности (ЭК):
  • Экологическое образование (ЭО)
  • Экологическое воспитание (ЭВ)
  • Экологическое просвещение (ЭП)
  • Экологическая пропаганда

Базовые установки формирующиеся в сознании обучающихся:
  • Человек – это живое существо, он зависит и нуждается в мире живой природы;
  • Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и человеческого мира;
  • Живые и неживые элементы природы, включая человека, имеют сложные взаимосвязи.

Принципы ЭО:
  • Принцип экологизации
  • Принцип культурологичности
  • Принцип развития творческого, аналитического, критического мышления Принцип единства познания-переживания-действия
  • Принцип непрерывности и преемственности
  • Принцип единства глобального, национального, локального подходов к анализу экологических проблем и путей их решения
  • Принцип практической направленности
  • Принцип междисциплинарности
  • Принцип интерактивности

Подходы ЭО: 
  • Культурно-цивилизационный
  • Натуралистический
  • Проблемный
  • Ценностный
  • Естественнонаучный 

ЭО в РФ опирается на Концепцию общего ЭО в интересах устойчивого развития (УР), которая подготовлена сотрудниками лаборатории экологического образования ИСМО РАО и институтом семьи и воспитания РАО.
Основные задачи образования для устойчивого развития в РФ:
  • создание правовой и материальной основы для формирования системы ОУР;
  • содействие УР через формальное и неформальное обучения и просвещение;
  • обеспечение понимания и учета национальных культур и традиций и их роли в образовании различных наций и народностей;
  • освоение педагогами знаний, позволяющих включать вопросы УР в преподаваемые ими предметы;
  • обеспечение доступности учебных средств и учебно-методических пособий по ОУР;
  • включение элементов ОУР в систему повышения квалификации государственных служащих и лиц, принимающих управленческие решения, во всех секторах общества.
Задача ОУР: Переход от трансляции  экологических знаний к практико-ориентированному обучению, основанному на системно-деятельностном подходе.
ОУР - это не новый предмет в учебном плане, рассказывающий детям, что такое устойчивое развитие. ОУР- это изменение подходов к образованию.
Образование в интересах устойчивого развития (ОУР):
  • Развивает и укрепляет потенциал  лиц, групп, сообществ, организаций и стран, позволяет делать выбор в интересах УР.
  • Способствует изменению взглядов людей, тем самым повышая качество жизни.
  • Обеспечивает критическое мышление и способствует повышению информированности и расширению возможностей.

«…Экологическое образование– неотъемлемая часть системы образования в России, реализуется во всех  ОУ системы общего образования независимо от типа и вида (ст. 72 ФЗ-№7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды») через программы интегративного характера:
  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания.
  • Программа формирования УУД.
  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования экологической культуры (ЭК), здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать формирование:
  • представлений об основах ЭК;
  • умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • создание основ здоровьесберегающей учебной культуры, умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей».

Экологическая культура согласно законодательным документам РФ, провозглашается конечной, идеальной целью всех видов и форм ЭО и просвещения.
Экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни (ЭЗОЖ) – это способы и формы жизнедеятельности, типичные для конкретно-исторических, социально-экономических и природно-территориальных условий, направленные на сохранение и повышение здоровья и безопасности людей, качества среды их обитания – как важных факторов качества жизни, УР территории.
Было решено: создать творческую группу учителей для создания Программы формирования экологической культуры (ЭК), здорового и безопасного образа жизни среднего звена школы в рамках реализации ФГОС ООО.

Комментариев нет:

Отправить комментарий